Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.
Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.

Опера Иудейка

Композитор: Жак Франсуа Фроманталь Галеви | Режиссер: Арно Бернар | 16+

Описание и фото

Продолжительность: 3 часа 50 минут с 2 антрактами
Премьера: 19 февраля 2010 года
Возвращение на сцену: 3 мая 2018 года
Исполняется на французском языке (сопровождается титрами на русском языке)
Либретто Эжена Скриба
Композитор: Жак Франсуа Фроманталь Галеви
Режиссёр-постановщик: Арно Бернар
Музыкальный руководитель постановки: Петер Феранец
Художник-постановщик: Герберт Мурауер
Художник по костюмам: Эва-Марейке Улих
Режиссёр возобновления: Юлия Прохорова
Опера в трёх действиях.

Михайловский театр обратился к одному из самых монументальных произведений французского оперного искусства. Опера Жака Франсуа Фроманталя Галеви «Иудейка» по праву считается шедевром «большого стиля», царившего на оперной сцене в первой трети XIX века. Театральные эффекты и зрелищность в постановках «большого стиля» преобладали над драматургической и музыкальной логикой. Со временем это направление стало восприниматься как наиболее сильное воплощение синтетической природы музыкального театра. Музыкальная фактура оперы «Иудейка» сочетает элементы лиризма, драматизма и торжественности. Блестящие вокальные партии и сложные ансамбли — ее главные достоинства. Постановка французского режиссера Арно Бернара в сценографии Герберта Мурауера предлагает современное прочтение захватывающего сюжета.

Уникальная судьба отдельного человека ничего не значит для обезличенной мощи государственной машины — это противостояние приобретает особую остроту с учетом опыта поколений, осознавших природу тоталитаризма.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие спектакля происходит в 30-е годы ХХ века в условной европейской стране

Действие первое
Площадь. Народ молится. Мэр города, Руджеро, читает народу эдикт о победе в войне. По этому случаю объявлен всенародный праздник. Все работы должны быть прекращены, в храмах будет отслужен торжественный молебен. Лишь ювелир, еврей Элеазар, продолжает работать. Руджеро обвиняет Элеазара в презрении к христианским обычаям. Элеазар утверждает, что его вера не запрещает ему работать, а следовать обычаям христиан, пославших на смерть его семью, он не намерен. Руджеро угрожает ему.
Появляется кардинал де Броньи. Элеазар бросается к нему, моля о прощении. Де Броньи узнаёт Элеазара. Много лет назад, будучи мирянином и высоким сановником, он изгнал Элеазара из Рима. Де Броньи, испытывающий угрызения совести, освобождает Рахиль и её отца.
К дому Элеазара подкрадывается принц Леопольд, влюблённый в Рахиль. Он выдаёт себя за еврея, художника Самуила. Рахиль приглашает Леопольда на празднование Пасхи. Напуганные приближающимися шагами, влюблённые спешат расстаться.
Руджеро, заметив в толпе евреев, велит арестовать их. Леопольд защищает Рахиль, её освобождают. Элеазар успевает скрыться.

Действие второе
Дом Элеазара. Среди гостей мнимый художник Самуил. Рахиль догадывается, что Самуил не еврей: он не знает их обычаев.
Появляется Евдокия, невеста Леопольда, она желает купить драгоценность
для своего жениха. Элеазар исполняет её просьбу.
Рахиль настаивает, чтобы Леопольд рассказал правду о себе. Леопольд, оттягивая момент объяснения, обещает рассказать всё во время ночного свидания.
Ночью в дом Элеазара Леопольд признаётся Рахили, что он — христианин. Рахиль в ужасе, ведь по закону за связь с еврейкой им угрожает смерть. Леопольд предлагает бежать. Рахиль готова согласиться, но появление Элеазара обостряет ситуацию. Отец требует объяснений. Леопольд открывает свою тайну: он не иудей, а христианин. Элеазар в бешенстве бросается на Леопольда. Рахиль останавливает отца, убеждая, что она виновна в той же мере, что и её возлюбленный. Скорбь дочери вынуждает старика дать своё согласие на брак. Леопольд понимает, что должен открыть всю правду: он не только христианин, но и жених Евдокии. Элеазар проклинает его. Леопольд убегает.
В доме Евдокии праздник в разгаре. Элеазар, сопровождаемый дочерью, приносит драгоценность, заказанную Евдокией. Леопольд, увидев их, приходит в смятение. Евдокия собирается вручить подарок Леопольду, но Рахиль вырывает его из рук, заявляя, что Леопольд недостоин этой чести, так как имел связь с презренной еврейкой, и эта еврейка — она. Евдокия в отчаянии. Леопольд не защищается. Кардинал объявляет ему, что молчанием он лишь подтверждает свою вину и приказывает арестовать Элеазара, Рахиль и Леопольда.

Действие третье
Тюрьма. Появляется Евдокия. Её цель — убедить Рахиль и спасти Леопольда, взяв вину на себя. Преодолевая оскорблённую гордость, Рахиль соглашается, желая спасти возлюбленного.
К Элеазару приходит кардинал. Он гарантирует спасение, если Элеазар и Рахиль примут христианство. Элеазар отказывается. Он унижен предложением кардинала, оскорблён поведением Леопольда и жаждет справедливой мести. Много лет Элеазар хранит тайну: Рахиль, спасённый им некогда ребёнок, — дочь кардинала де Броньи. Кардинал знает, что девочка была спасена неизвестным евреем, но не знает, кем именно и выжила ли она. Предполагая, что Элеазар знает о её судьбе, де Броньи умоляет помочь в поиске дочери. Однако Элеазар непреклонен.
Элеазар и Рахиль готовы к казни. Элеазар удивлён отсутствием осуждённого Леопольда. Руджеро сообщает, что Леопольду казнь заменили изгнанием, так как Рахиль призналась, что оклеветала его.
Входит де Броньи и члены суда. В последний раз кардинал просит Элеазара открыть тайну местонахождения его дочери. Элеазар хранит молчание. Его сердце и разум жаждут мести. Прощаясь с Рахилью, он предлагает ценою своей жизни спасти её. Но Рахиль отвергает предложение отца.
В минуту смерти Рахили, Элеазар объявляет де Броньи, что кардинал только что казнил собственную дочь.

Рецензии СМИ

Награды и номинации

  • Высшая национальная театральная премия «Золотая маска» 2011г
    • Лучшая мужская роль (Нил Шикофф)
    • Номинации на Премию — «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая женская роль» (Наталья Миронова)